Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев атакован лоббистами, рассказали источники, знакомые с ситуацией.
-
Министру постоянно звонят представители крупных холдингов. Песня все
одна: или ты даешь нам еще больше денег, и все будет хорошо, или ты не
даешь, и не будет тебе впечатляющей статистики, - рассказывает источник.
Слово
«статистика» должно произвести на Ткачева сильное впечатление. Уже от
первых месяцев «правления» Ткачева ждут прорывов и впечатляющих
результатов. Ткачев уже объявил, что доведет урожай зерновых до 120 млн.
тонн, правда, благоразумно не стал подписываться на этот год, когда,
из-за введения экспортной пошлины, результат может оказаться не столь
впечатляющим. Но, если холдинги, устроив бойкот новому министру, потому
что не получили просимых денег, в самом деле испортят показатели, будет
крайне неприятно.
У
Ткачева есть между тем реальные задачи, которые он намерен решать прямо
сейчас, но закладывая фундамент на будущее. Это прежде всего проблема
Россельхозбанка. Напомним, что именно из-за неумения с банком ладить был
вынужден уйти в отставку министр Николай Федоров. Банк тем временем за
прошлый год показал убыток более чем в 7 млрд. рублей, а идея Федорова
вывести его из-под нормативов ЦБ никогда не будет принята
правительством. Скорее выстрелит другая идея, которую озвучивали коллеги
Ткачева по агробизнесу на Кубани: создать принципиально новый банк
развития, изначально свободный от опеки Центробанка, и передать функцию
распределения дотаций ему. Скорее всего, голова Ткачева сейчас занята
именно этим, а не тем, как удовлетворить хотелки многочисленных
интересантов. Но и об этом нельзя забывать.
Проблема
управления аграрной отраслью заключается, вообще говоря, даже не в том,
что мелкие хозяйства не могут ничего у министра попросить, а крупные
ходят к нему в кабинет, как к себе домой. Проблема заключается в том,
что у аграрного ведомства нет собственного политического веса,
авторитета, необходимого для того, чтобы получить от Белого дома и
Кремля долгосрочный кредит доверия на важные реформы. Соответственно,
нет воли и желания эти реформы проводить.
Ткачев
пришел на этот пост, имея за плечами как неприятные истории, о которых
тут не будем напоминать, так и приятные, вроде Олимпиады, так что
теоретически он мог бы обусловить свой приход требованием оставить его в
покое на пару лет. Это позволило бы Ткачеву выработать независимую от
агрохолдингов политику, и приступить к решению стратегических задач,
среди которых отмечу следующие:
- Разработка четких правил игры в связке «производитель – переработчик – торговец».
-
Создание механизма прямого доведения дотаций до предприятий АПК, а
также системы долговременного планирования дотаций. В частности, пока
нет ясности насчет уровня дотаций в 2016 году, что совершенно
недопустимо.
-
Решение земельного вопроса, в связи с чем было бы неплохо ввести норму о
штрафах муниципалитетов, которые допускают простаивание пашни, не
передавая ее производителям. Если собственника земли штрафуют за ее
неиспользование, почему не должны штрафовать муниципалитеты.
-
Оценка ценообразования на рынке минеральных удобрений, разрушение
монополий, прекращение практики взвинчивания тарифов через известную
схему «дали скидку на 15%, но повысили цены на 25%».
-
Создание четких логистических цепочек, причем надо тонко подойти к
вопросу, за какие деньги они создаются, и кто ими управляет. Здесь может
быть несколько решений.
- Прекращение фальсификации статистики, трезвая оценка имеющихся производственных ресурсов.
- Разрушение мафии в секторах, где она превалирует (зерно в первую очередь).
Список
неполон, его можно дополнять, но факт, что речь даже не о том, чтобы в
очередной раз «поддержать фермера», а о том, чтобы создать
самостоятельно работающую машину российского АПК на годы вперед.
Комментариев нет:
Отправить комментарий