В конце октября Госдума приняла в первом
чтении проект федерального бюджета на 2014 год и основные параметры
расходов на 2015—2016 годы. В ближайшие три года бюджетные траты
сократятся на 5%. Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года
не стала исключением. Как стало известно РБК daily, совокупные расходы
на сельское хозяйство в 2014—2016 годах сократятся на 25,4 млрд руб.
Однако при этом в 2014 году Госпрограмма, напротив, увеличится на 5,5
млрд руб. от изначально предусмотренных параметров.
По информации РБК daily, в 2014 году на
сельское хозяйство может быть выделено 167,8 млрд руб., тогда как по
паспорту Госпрограммы на 2013—2020 годы в будущем году планировалось
выделить 162 млрд руб. В 2015 году планируется выделить 165,6 млрд руб.
(вместо 175 млрд), а в 2016 году — 164,7 млрд руб. (взамен 186 млрд).
В 2014 году планируется сократить большинство
направлений сельского хозяйства. Так, на финансирование растениеводства
планируется выделить 39,3 млрд руб. вместо 43,4 млрд, на животноводство —
57,6 млрд руб. (61,9 млрд), мясное скотоводство — 6,7 млрд руб. (7,09
млрд), фермерам — 8,18 млрд руб. (8,62 млрд), на техническую
модернизацию — 1,9 млрд руб. (2 млрд), на развитие села 8,99 млрд руб.
(9 млрд).
В то же время финансирование таких подпрограмм,
как «Развитие мелиорации» и «Обеспечение реализации Госпрограммы»,
планируется увеличить на 700 млн руб. (до 7,9 млрд) и 14,5 млрд руб. (до
37,2 млрд) соответственно.
В пресс-службе Минфина рассказали, что
увеличение расходов на реализацию Госпрограммы в 2014 году обусловлено
необходимостью исполнения поручения правительства о создании резерва в
размере 14,3 млрд руб. в связи с сезонными рисками. Этот запас
сформирован для оперативного реагирования на последствия
природно-климатических условий, изменения конъюнктуры рынка
сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также с целью повышения
эффективности управления ресурсным обеспечением Госпрограммы.
Сокращение в 2016 году размера бюджетных
ассигнований на выполнение программных мероприятий связано с применением
общих подходов к формированию проекта федерального бюджета на 2014—2016
годы, добавили в Минфине. Вопрос об увеличении расходов на сельское
хозяйство в 2015—2016 годах будет рассмотрен в очередном бюджетном цикле
с учетом возможностей доходной части федерального бюджета.
Участники аграрного рынка не стали комментировать предстоящие изменения бюджетных расходов.
Дмитрий Юрьев, заместитель министра сельского хозяйства:
- По итогам оценки реализации предыдущей
пятилетней Госпрограммы было предложено заложить отраслевой резерв в
размере до 15% для минимизации последствий рисков отрасли. Расходование
по этой статье осуществляется по решению правительства, средства могут
быть направлены на поддержку аграриев, например в связи с чрезвычайной
ситуацией, или проведение противоэпизоотических мероприятий, борьбу с
саранчой, увеличение финансирования проведения закупочных и товарных
интервенций и другие мероприятия. По итогам девяти месяцев, при
отсутствии отраслевых рисков, предполагается, что резерв будет направлен
на меры поддержки селян.
В 2014 году помимо резерва в 14,25 млрд руб. в
статье «Обеспечение реализации Госпрограммы» предусмотрены средства
федерального бюджета для обеспечения функций в области ветеринарного и
фитосанитарного надзора (Россельхознадзор), формирования государственных
информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной
безопасности и управления АПК России, уплаты взносов в международные
организации, обеспечения деятельности подведомственных учреждений и
содержания центрального аппарата (около 2,5% от объема средств по
статье). При этом надо отметить, что объем средств по данной статье,
если исключить резерв, также был оптимизирован на 5% по всем
направлениям.
Средства на погашение задолженности по
процентам по инвесткредитам заложены по направлениям «Растениеводство»,
«Животноводство» и «Мясное скотоводство». Для полного погашения дефицита
средств по возмещению процентной ставки по инвесткредитам, выданным до
2013 года, необходимо выделить средства федерального бюджета в объеме
21,8 млрд руб.
Дальнейшая корректировка объема господдержки
отрасли будет осуществлена при формировании бюджета на 2015—2017 годы.
Все будет зависеть от динамики экономического развития страны в целом. В
случае улучшения среднесрочного прогноза объем бюджетных расходов может
быть увеличен.
Дарья Снитко, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка:
- Мероприятия, запланированные государственной
программой развития АПК, направлены преимущественно на цели достижения
продовольственной безопасности России. Оставляя в стороне вопрос о
приоритете сельского хозяйства в распределении бюджетных расходов, стоит
фокусироваться на эффективности использования средств. В условиях
сокращения поддержки станет актуальной проблема отбора проектов. При
этом рационально использовать комплексный подход в оценке: отраслевой
принцип в выборе направлений поддержки должен быть совмещен с оценкой
эффективности инвестора. В этих условиях целесообразно финансировать
направления сельского хозяйства, которые имеют конкурентные преимущества
на мировом рынке аграрной продукции: зерно (пшеница, ячмень, рожь),
масличные (подсолнечник, лен, рапс) и их переработка, а также
фокусироваться на формировании благоприятных условий для развития малого
и среднего бизнеса в скотоводстве. При этом адресная поддержка должна
поступать на развитие, а не поддержание убыточного производства.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка:
В рамках запланированного секвестра расходы на
сельское хозяйство сокращаются на 5% в 2014—15 годах и на 10% в 2016
году. Правда, это без учета резервного фонда, составляющего 14 млрд руб.
Однако с учетом дополнительных ассигнований в 2013 году в 42 млрд руб.
сокращение в 2014 году по сравнению с 2013 годом получается более
существенным — на 17%. Такая ситуация не может не вызывать беспокойства,
особенно в связи с остающимся сложным и тяжелым положением в ряде
отраслей аграрного сектора, а именно в молочном животноводстве (где,
кстати, намечается сокращение субсидий на 16% в 2014-м и 12% в 2015
году), яичном птицеводстве (в результате рекордных цен на корма в
течение прошедшего сезона имело место существенное сокращение поголовья
несушек, так что в настоящее время в потребительском секторе имеет место
бурный рост цен), производстве риса (эта отрасль наиболее сильно из
всех растениеводческих пострадала от вступления России в ВТО). В то же
время рисоводы никакой помощи от федерального правительства так пока и
не получили. В рисоводстве мы уже видим негативные последствия —
посевные площади и урожайность сократились. Достаточно сложная
финансовая ситуация наблюдается и в ряде других отраслей и аграрных
регионов страны.
19/11/2013
А. Кузьменко "РБК Daily" материал Агроньюз
Комментариев нет:
Отправить комментарий